Среда, 01.05.2024, 17:54

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » Проектные работы

Применение технологии проектного обучения на уроках обслуживающего труда( на примере изучения раздела «КУЛИНАРИЯ»)
[ Скачать с сервера (53.0 Kb) ] 15.08.2014, 16:39

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
 НА УРОКАХ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО  ТРУДА.
( на примере изучения раздела «КУЛИНАРИЯ»).
План мастер-класса.
1.    Краткое описание технологии проектного обучения, виды проектов.
2.    Представление системы уроков по изучению раздела «Кулинария» с использованием технологии проектного обучения и ИКТ.
3.    Изучение результатов деятельности учащихся:
      - Работа с рабочими тетрадями.
           -  Показ презентаций учащихся, представленных к защите проектных   работ по кулинарии.
             - Показ фильма.
      4.  Дискуссия по результатам занятия, рефлексия.
1.    Краткое описание технологии проектного обучения, виды проектов.
В последнее время  коренным образом изменились задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития  подрастающего поколения. На первый план, наряду с формированием основательных естественнонаучных и политических знаний, умений и навыков, выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания школьников, развитие у них творческих способностей, обогащения сокровищами мировой культуры, привития экологической культуры, физического развития и формирования навыков здорового образа жизни. Особое место в решении этих задач принадлежит разделу «Проекты» в общеобразовательной области «Технология», поскольку имеется возможность проявиться созидательным и  творческим стремлением детей. Метод проектов  - это явление не новое.
           Основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений трудящихся.
           Суть  метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного ученику и разработке необходимой для этого документации.
           Особенность системы выполнения проектов – возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.
           Функции и методы проектов:
- Общеобразовательная  (подразумевает знакомство учащихся с основными знаниями, умениями, терминологией).
- Воспитательная  (развитие личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности).
- Развивающая (осознание учениками возможностей применять теоретические знания и умения на практике).
 Проект – самостоятельная, творчески завершенная работа, во время выполнения которой учащиеся продолжают пополнять свои знания и умения.
Виды проектов
Признаки    Виды проектов
1. Уровень творчества    Исполнительский (репродуктивный)
Конструктивный
Творческий
Исследовательский
2. Содержание    Монопредметное
Межпредметное
Надпредметное (вне школьной программы)
3. Назначение    Учебный
Личный (семейный)
Общественный (для школьного музея, сценические костюмы и др)
4. Количественный состав исполнителей    Индивидуальный
Групповой
Коллективный
5. Возрастной состав    Одновозрастной
Разновозрастной
6. Продолжительность выполнения    Мини-проект (3-4 занятия)
Четверть
Полугодие
7. По взаимодействию субъектов    Учитель включает ученика
Ученик включает учителя
8. Вид рукоделия (народного промысла)    Вышивка
Вязание крючком и спицами
Лоскутная техника
Бисероплетение и др.

2.    Представление системы уроков по изучению раздела «Кулинария» с использованием технологии проектного обучения и ИКТ.
         Сегодня я познакомлю Вас с тем, как на уроках кулинарии мы применяем метод проектов, что подтолкнуло нас на этот шаг и что в результате мы имеем.
         7 класс. 1 четверть. «Технология приготовления пищи».
 На изучение раздела отводится 10 часов. В этом разделе необходимо изучить основные теоретические сведения и выполнить практическую работу по темам:
1.    Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста (2ч+2ч).
2.    Пельмени и вареники (2ч).
3.    Сладкие блюда и десерт (2 ч).
4.    Заготовка продуктов (2 ч).
На работу с тестом я отвела 6 часов. Если соблюдать технологию, то на приготовление обыкновенного безопарного дрожжевого теста, изделия из песочного теста уходит более 2х часов. Имея готовый фарш, мы могли бы приготовить пельмени, но у нас нет горячей воды, иногда проблемы и с холодной водой.
Таким образом:
•    Несоответствие кабинета санитарным нормам в полном объеме.
•    Недостаточное оснащение.
•    Загруженность кабинета (два учителя технологии,  уроки  ИЗО).
•    Для соблюдения технологического процесса, проведения полноценного урока с соблюдением ТБ и инструктажа не хватает учебного времени.
•    Традиционно работа проводилась в группах. Проконтролировать работу, принять участие во всех технологических этапах учащимся нет возможности
•    Разные материальные возможности учениц при работе в группе. На уроке дети вынуждены равноценно вносить вклад в общее дело.
Все эти проблемы привели к мысли о том, что необходимо в данном случае отойти от репродуктивной деятельности на уроке к применению метода проектов.
 «Приготовление блюд из теста в домашних условиях» строилось по плану:
1, 2    уроки           Теория, введение в проект.
                               Закрепление материала.

3, 4       уроки         Работа в рабочих тетрадях.
                                Разработка технологической карты, блюда из теста
                               (по усмотрению уч-ся и родителей)
5, 6       уроки        Защита проектов по приготовлению блюд из теста в   домашних условиях.                                                            
Защита проходит по следующему плану:
1.    Оформление презентации с применением мультимедиа.
2.    Оформление рецептов (написанные от руки или отпечатанные, сопровождаются фотографиями собственными или из Интернета.
3.    Рецепт оформленный с отзывами родителей.
Вот пример одного из отзывов.
6а класс. «Царская ватрушка». «Все делает правильно.  Совет - научиться хорошо разбивать яйцо.».
Одновременно с защитой проводим дегустацию приготовленных блюд:
- даем органолептическую оценку;
- проводим самоанализ работы, выслушиваем мнение друг друга;
- подводим итог обсуждения, ставим оценку.
Таким образом, при выполнении проектной деятельности выполнены основные требования:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес девочек к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- творческая постановка задачи;
- практическая осуществимость проекта.
Появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела.
Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом.
Проект – особая часть воспитательной среды, которая дает возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову.
3    Изучение результатов деятельности учащихся (диск)
4    Дискуссия по результатам занятия, рефлексия (опросник)

Категория: Проектные работы | Добавил: NaTaO | Теги: кулинария, Технология, проектного, обучения
Просмотров: 3350 | Загрузок: 121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar